Новая партнерская программа

-==Главная==--==Музыка==--==Ссылки==--==Гостевая книга==--==Обратная связь==-

 

Стили

 

   
Rambler's Top100
Каталог взрослых ресурсов!
RMC
 
 
 
 
 

1 2 

СПИД-МЕТАЛ (SPEED METAL)

Очень быстрая, агрессивная музыка. Представляет собой одну из ветвей хэви-металла, его более быстрый и грубый вариант. Вокал обычно "кричащий" (screaming) или немного рычащий (growling); более частая ритмическая сетка (две бочки). Упоp в музыке делается на ритм-гитаpные партии, исполняемые шестнадцатыми нотами на басовых струнах (часто заглушенных), ударами медиатора по одной струне вверх-вниз. Мелодизма намного меньше, хотя часто можно найти и подлинные шедевры композиторского искусства, как и в хэви (W.A.S.P., Running Wild). Часто к спид-металлу относят первый альбом Metallica, но он скорее должен бы быть отнесен к thrash metal.

ПАУЭР-МЕТАЛ (POWER METAL)

Родиной пауэра следует считать Германию, и это отнюдь не случайно, учитывая сильную связь пауэра с австронемецкой "классической" музыкальной школой. Музыкальный язык пауэр-метала далеко отошел от блюза и рок-н-ролла. Германские пауэр-металлисты проявляли искренний интерес к музыке великих немецких композиторов, и это не могло не отразиться в их собственном творчестве: выражаясь фигурально, весь пауэр, как дуб из желудя, вырос из "Оды к радости" Бетховена и вагнеровских лейтмотивов из "Кольца Нибелунгов". Можно отметить и влияние камерно-вокальной лирики эпохи романтизма (Шуберт, Шуман). С другой стороны, ощущалось сильное воздействие национальных песенно-танцевальных традиций - причем как западноевропейских, так и славянских. Последнее, вероятно, было обусловлено, с одной стороны, давними связями древних германской и славянской культур, с другой - общностью мелодико-гармонических оборотов и интонаций, удобством исполнения "попевочных" оборотов на гитаре, особенностями ритмики пауэра, воспринимающейся в отдельных случаях как "плясовая" (см. далее).

От своего предшественника, спид-метала, пауэр позаимствовал очень быстрый темп, высокое техническое мастерство и отточенную манеру интонирования (две ритм/соло-гитары), "частую" ритмическую сетку (непрерывная линия двух бочек и акцент малого барабана на каждую слабую долю). Саунд при этом оказался несколько "приглаженным", смягченным, но и более разнообразным (широкое использование синтезаторов, "хорового" бэк-вокала, иногда даже "живых" акустических тембров). Основной вокал в пауэре, как правило, "чистый" и высокий (порой до пронзительности). В целом, основные отличия спид- от пауэра - в большей коммерческой направленности, в упоре на мелодику, а не на энергетику и скорость, в большем значении именно вокальных партий, запоминающихся припевов и т.п., что скорее роднит пауэр с глэм-, чем со спид-металом.

Для пауэра характерна своя образно-эмоциональная сфера: развив тенденции, идущие от британского хэви, пауэр смодулировал не в сторону агрессии, брутальности, депрессивности трэша, а в сторону более светлой образности, героики, эпичности, даже "сказочности". Здесь получили распространение исторические, мифологические, мистико-религиозные, фэнтэзи-темы и сюжеты; прижился жанр "концептуального альбома", моно-рок-оперы.

На рубеже 80-х - 90-х основатели направления HELLOWEEN, увы, заметно коммерциализировались и выпустили ряд малоудачных работ. Возрождению пауэра в середине 90-х способствовали три события - выход очень сильного альбома GAMMA RAY "Land of the Free" (95), возврат HELLOWEEN к пауэрной стилистике - "Master of the Rings" (94) и усиление состава финской STRATOVARIUS на "Fourth Dimension" за счет прихода вокалиста Тимо Котипелто (95). В то же время не прекращалась удачная в целом работа таких групп, как RUNNING WILD и RAGE, реанимировался SCANNER, позже появились PRIMAL FEAR и IRON SAVIOR (оба с участием Кая Хансена, первый также с участием Ральфа Шиперса из GAMMA RAY). 

Вливание свежей крови произошло со стороны традиционно "неметаллических" держав, привнесших в стиль большее разнообразие, национальную специфику. Помимо STRATOVARIUS, наиболее яркие примеры современного "негерманского" пауэра дают нам итальянские LABYRINTH, RHAPSODY, SKYLARK, шведские HAMMERFALL, NOCTURNAL RITES, американо-норвежские KAMELOT, финские NIGHTWISH, бразильская ANGRA. Группы второй волны усилили значение "классики" (женский оперный вокал у NIGHTWISH), внедрили в пауэр элементы смежных стилевых разновидностей, таких, как классик-хард-рок малмстинского толка у STRATOVARIUS и RHAPSODY, шведский дэт/блэк у CHILDREN OF BODOM, дэнс-элементы на первом альбоме LABYRINTH, арт- и латино-рок у ANGRA (иногда для описания подобных явлений приходиться использовать такие "смешанные" термины, как спид-пауэр, трэш-пауэр, прогрессив-пауэр, хэви-пауэр и др.). В творчестве этих и других групп наметился также отход от двухгитарной модели в сторону более привычной для хард-рока гитарно-клавишной. К сожалению, в последние пару лет "каноничность" пауэр-метал переросла в клишированность, что признают даже горячие поклонники этого направления.

Облегченный, причесанный, удобренный мелодиями, красивыми быстрыми гитарными соло, клавишными и обычно high-pitched (с высоким и чистым голосом) вокалистом, этот вариант speed metal появился в середине 80-х, а точнее с выходом в 1987 г. очередного альбома Helloween. Линии соло-гитары и вокала здесь нередко диссонируют с основной инструментальной фактурой. Часто команды в процессе своей эволюции отходили от speed metal или heavy metal и начинали играть power (например, тот же Helloween). Но почти все группы, играющие пауэр- и спид-метал, сочиняют и классические среднетемповые хэви-металлические вещи. Пpивилегию в этом стиле имеют немецкие команды. Лирика - обычно на фэнтэзийные темы, по мотивам древних легенд, о любви, т.е. более "жизнеутверждающая". Часто пауэр-металлисты обращаются к балладам и инструментальным вещам с большой долью клавишных.

Одной из ветвей пауэр-маталла является мелодичный металл (melodic power metal), отличающийся повышенной ролью клавишных, менее жестким саундом, часто более быстрым темпом (Rhapsody, Nightwish). Также как развитие стиля выделяют прогрессив (progressive metal). Им можно назвать тяжелую металлическую музыку, сложную по структуре и ритмическому рисунку, технично сыгранную, подразумевающую виртуозность исполнителей, обилие клавишных аранжировок (Dream Theatre).

ТРЭШ (THRASH METAL)

По сравнению с вышеупомянутыми стилями это был большой шаг вперед в экстpемальности музыки. Тpэш представляет собой жуткую смесь из предыдущих форм металла (хэви, спид), панка/хаpдкоpа (punk, hardcore) и, возможно, чего-либо еще. Основой тpэша является pитм-гитара, и особого внимания вокальному мастерству тут не уделяется. Часто вокал типа growling или брутальный (brutal). Главное, как и в панке, здесь - дpайв, энергетика, мощь и иногда техничность.

Лирика стиля - "тяжелая", как и саунд; в основном исследуются "трудные" темы: смерть в разных видах (на первом плане!), война, суицид, сумасшествие, внутренний мир человека, ненависть, насилие, безысходность... Здесь не найти глупых песенок о любви, как в хард-роке и даже в хэви-металле. Обложки альбомов демонстрируют могильные кресты, кровь, черепа и т.п., т.е. символику смерти.

Первоочередная заслуга в формировании трэша принадлежит американским музыкантам (большинство из них - уроженцы Калифорнии), которым пришелся по душе британский хэви-метал. Восторженные отзывы о Новой волне британского хэви-метал (НВБХМ) просачивались в Америку через прессу, а сама музыка достигала Нового света на пластинках. Кое-кто из молодых исполнителей (среди которых - Ларс Ульрих, будущий барабанщик Metallica) ездил в Британию набираться опыта. Конечно, у американцев были и "родные" источники влияния - например, хардкор. Американцы не смогли, да и не пытались полностью воссоздать достаточно отточенный и благородный саунд британского хэви. Они привнесли в звучание изрядную долю сырости, грубости и ярости, а в сам дух металла - ноту трагичности.

Имидж трэш-музыкантов сродни корням - хэви-металлу - но здесь меньше места коже, почти нет спандексов (spandex) - обтягивающих кожаных "джинсов", рок-н-ролльные сапоги заменили кроссовки, нет и грима, зато длинные волосы здесь еще более почитаемы. Трэш - мужская музыка, которую играют мужчины и для мужчин, он редко нравится прекрасному полу (разве что Metallica).

Для трэша характерны жесткие, лапидарные риффы баса и гитары, "инфернальные" тритоновые обороты. Темп в трэше, как и в спид-метале, колеблется от среднего до очень быстрого. Типичным признаком трэша является интенсивное басово-гитарное тремоло (как правило, по полуприжатым струнам, что дает множество шумовых призвуков), характерные быстрые чисто трэшевые риффы и ритмический унисон с глухими пулеметными очередями двух бочек (отсюда, собственно и название стиля: от англ. "to thrash" - молотить, разрушать). Часто ритм меняется, причем, как кажется неподготовленному слушателю, бессистемно. На каждый такт вещи зачастую приходится совершенно одинаковый звук ударных, что действительно напоминает простую "долбежку". Но, вообще, трэшевики отнюдь не чужды различных "красот" (вспомним квази-лютневые переборы акустической гитары и "барочные" гитарные соло у Metallica). К тому же, им удалось удачно переосмыслить предложенные Новой волной британского хэви-метал развернутые композиционные структуры, наполнив их еще большей импульсивностью и динамичностью. Некоторые трэш-группы создают красивые уникальные мелодии, звучащие грозно, "страшно", но, в то же время, патетично, даже выпускают медленные лирические песни - баллады - правда, естественно, очень тяжелые по сравнению с медляками хэви, красивые инструментальные вещи (Metallica, Kreator, Annihilator). Впрочем, в отличие от Metallica, Megadeth, Annihilator, далеко не все группы увлекались подобными изысками, большинство же играет достаточно однообразный и немелодичный трэш, часто даже не утруждая себя рифмованием текста песен; слова не поются, а выкрикиваются, так что отсутствует прямая связь "вокала" и аккомпанемента (Slayer, ранний Kreator). Почему-то теперь стало немодным играть в песнях красивые и запоминающиеся соло на гитаре, сочинять мелодии, что сказывается на качестве предлагаемого материала. Однако роль трэш-метала для дальнейшего развития интернациональной "ортодоксальной" и "альтернативной" метал-сцены трудно переоценить. Одно из направлений трэша - гриндкор (grindcore) - гипертрофированно утяжеленный и убыстренный гитарный хаpдкоp, с ревущим вокалом и сумасшедшим ритмом; быстрая музыка, короткие песни, дикий ритм, ревущий вокал; отцы-основатели - Napalm Death. Выделяют также техно-трэш (techno-thrash), трэшкор (thrashcore). Дальнейшим развитием трэша можно считать дэт-металл (death-metal), к которому я бы (да простят меня поклонники этих стилей!), отнес и некоторые "особо тяжкие" трэш-группы вроде Sepultura.

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ МЕТАЛЛ (INDUSTRIAL METAL)

В начале 80-х на стыке электронного пост-панка, хэви-метал и академического авангарда зародилось такое интересное направление, как индастриэл (industrial). Музыкантов привлекла звуковая реальность современной урбанистической эпохи, величие, упорядоченность и слаженность работы сложных механизмов и издаваемых ими через равные промежутки времени уникальных звуков. Первые "металлические" индустриальщики (а существовал и чисто электронный индастриэл) опирались на возможности синтезаторного моделирования музыкальных и немузыкальных звуков, пропускали гитарный звук и вокал через всевозможные "искажатели" (дисторшн, овердрайв, компрессор и др.), применяли электронные ударные и драм-машины, микшировали индустриальный саунд с хэви-риффами, механистичными техно-ритмами, звуками, полученными путем манипуляций с магнитофонной пленкой. Активно использовались методы сэмплирования натуральных звучаний (в том числе сделанных в реальных "промышленных" условиях). Степень жесткости саунда могла варьироваться от предельной "милитаризированности" (Ministry) до эмбиентных "звуковых пейзажей" (Coil).

Индастриал стал одним из ведущих стилей "альтернативной" музыки второй половины 80-х - 90-х гг. Постепенно значение термина утрачивает свой первоначальный смысл "механизированности", и индустриальным металлом называют музыку с очень простыми гитарными риффами (игры на заглушенных струнах нет), постоянно и технично повторяющимися, и электронными эффектами, не похожими на звучание обычных инструментов, создаваемыми с помощью синтезаторов или компьютеров, которые не дополняют мелодический рисунок вещи, а находятся как бы вовне его, отдельно (Rammstein) или же просто создают достаточно грубый фон, "подкладку" под вокал (Marilyn Manson). Ударные звучат, как ритм-машина; сбивок, импровизации мало.

Лирика песен, вокал, стилистика заимствуются из любых других стилей.

ГОТИК-МЕТАЛ (GOTHIC METAL)

Название стиля происходит от термина, означающего художественный стиль, главенствовавший в европейском искусстве в XI-XV вв. Следует отметить, впрочем, что на музыкантов в большей степени повлияла не музыка средневековья как таковая, а, скорее, "готический" ("черный") роман эпохи романтизма со всей его вампирско-вурдалакской образностью и эстетикой кошмара. Характерным следствием этого интереса стало воссоздание жанрово-стилевых особенностей культово-ритуального искусства, тяготение к образам религиозной экспрессии, потустороннего мира, инфернальных сил.

Готика, сама по себе, музыка медленная, грустно-мрачная и не металлическая, исполняемая на классических инструментах, клавишных, акустических гитарах. Готик-метал pодился в середине 90-х, когда многие группы решили играть готику в металлическом ключе, наполнив ее тяжелыми гитарными риффами (Wish, Gathering, Lacrimosa).
Используется чистый вокал, нередко женский (женский бэк-вокал опционален, но обычно присутствует). Иногда это может быть облегченный гpоулинг (хриплый полуpев) и даже брутальный вокал. Линия вокала тянущаяся, темп песен в основном очень медленный. Повсеместно используются клавишные и классические инструменты (часто смычковые), хотя примоченные гитары выполняют ведущую роль, создавая металлическую "тяжесть". Песни часто просто завораживающе красивы (хотя иногда и какой-то дьявольской красотой).
В лирике больше характерны оттенки меланхолии и депрессии. Песни о внутреннем мире человека, поиске себя, ушедшей любви; философия, мрачный пафос, сосредоточенная скорбь, депрессия, отрешенность, псевдосуицидальная экзальтация, любовь и смерть, уход в иные миры... Обложки альбомов сюрреалистичны и спокойны, часто в черно-белых тонах.

Для поклонников этого стиля характерна особая идеология и стиль жизни, особое мироощущение (романтично-депрессивный взгляд на жизнь, замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость, мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному, неприятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него), отличительный прикид (напоминающий средневековые одежды: куртки с рукавами на шнурках, рваные сетчатые колготки, кружева и т.д.; все готы носят черные одежды), макияж (крашеные в черный цвет волосы, ногти и губы, так же подведенные глаза). На данный момент готика представляет собой достаточно целостную, замкнутую, относительно независимую субкультуру. В 90-е появилось целое поколение людей, осознанно называющих себя готами. Они интересуются не только соответствующей музыкой (включая аутентичную), но и "готической" литературой, живописью, кино, следуют "готической" моде, устраивают костюмированно-театрализованные вечеринки и т.д. Как ни странно, самые благодарные слушатели готики - девушки. 

ДЭТ-МЕТАЛ (DEATH METAL)

Еще один шаг в экстpемальности и бpyтальности музыки; стиль зародился в конце 80-х. Очень быстрая, немелодичная (мотив песни, рифма, четкий постоянный ритм отсутствуют) "музыка" с характерным "рычащим" или "ревущим" (брутальным) вокалом, выкрикивающим слова под "ковыряние" в очень низко настроенных гитарах и сумасшествие ударных; дальнейшее развитие самой тяжелой версии трэша. Пеpвая дэт-гpyппа - собственно Death (отец-основатель - Чак Шульдинер (Chuck Schuldiner), недавно скончавшийся).

Лирика - трэшевая, но еще более "тяжелая"; присутствуют также сатанизм, каннибализм, некрофилия.

ДУМ-МЕТАЛ (DOOM METAL)

Считается, что "истинный", "настоящий" doom - это группы, ориентированные на 
музыку 70-х годов, а именно Black Sabbath-клоны и продолжатели их дела. 
Однако, сейчас его трактуют гораздо шире, применяя термин дум-метал к современным группам, использующим невысокую скорость музыкального изложения и имеющим характерные отличительные черты: 

1) Тягучая тяжелая музыка, своеобразный замедленный эквивалент death metal.

2) Готические гармонии (хотя и не всегда).

3) Дэтовый вокал, в то же время с небольшой тягой в "пение" - тенденция, которая привела практически к чистому вокалу. Или наоборот "чистое" пение - мужское или женское (или в сочетании).

4) Тексты, ориентированные на описание депрессивных состояний, отчаяния, боли и т.д., т.е. лирика ближе к готике, чем к дэту.

БЛЭК-МЕТАЛ (BLACK METAL)

В переводе, если кто вдруг не знает, означает "черный" или "мрачный" металл. Термин "блэк метал" появился впервые в западногерманской прессе. Количество групп, играющих хэви метал-рок росло, журналистам становилось все труднее раскапывать тонны этой железной руды, и для упрощения своей работы они выделили чрезвычайно жесткий и жестокий хард-рок с блюзовой основой - стиль, основоположниками которого были ранние Black Sabbath. Это направление и назвали "блэк метал". Примерно тогда же в английской прессе появилось выражение "уайт метал" - "светлый", жизнеутверждающий металл. Имелись в виду тексты песен. История показала, что практически любой человек по своей природе несколько смахивает на некрофила, и "блэк метал" своей популярностью (если это можно так назвать) благополучно забил "уайт". Журналисты отказались от термина "уайт метал" и перестали разделять группы по текстовому признаку. Зато выражение "блэк метал" осталось, и теперь оно обозначает супертяжелый блюз, как правило, с "рычащим" вокалом. Широко распространено мнение, что блэк - исключительно сатанинское направление (опять же имеются в виду тексты). Это несколько упрощенный взгляд. В текстах блэк-метальных групп можно найти сочетание идей язычества, оккультизма, мистицизма и лишь в какой-то мере сатанизма. Помимо стандартного рычаще-гремящего блэка есть и достаточно интересные разновидности. Например, я бы порекомендовал группу Limbonic Art, которую обычно характеризуют как прогрессив-блэк. Интересные аранжировки и своеобразные тексты заинтересуют тех, кто предпочитает не зацикливаться на чем-то одном, а искать интересные и новые пути в музыке.

Собственно не только сам стиль, но и его название пошло от английской группы Venom. Блэк - очень быстрая, с характерными "дикими" барабанами, гитарой и вокалом (полyвизжащий) "музыка".

Этот стиль вышел за пределы каких-либо рамок, он их просто разорвал: применение всевозможных инструментов, классических вставок и прочего создает свою неповторимую атмосферу, однако это весьма жесткая, хаотичная и немелодичная "музыка". Гpуппы первого легиона - Venom, Celtic Frost, Bathory.
Хаpактеpные признаки блэка:

1. Вокал. В нем присутствуют определенные нотки издевательства, в выражении голоса, это - самый стойкий признак стиля; "пугающий голос" (grimy voice). Голос вокалиста может быть, как и в дэте, пропущен через электронные примочки (гормонайзеры) для получения еще большей брутальности. Мотив, рифма часто отсутствуют.

2. Баpабаны. Паpтия ударных строится как наложение ударов палками на очень
быструю, почти непрерывную долбежку бочек.

3. Гитаpа. Хаpактеpный прием - тpемолиpование всех нот, каких только
можно (т.е. допустим везде вместо 1/2 играется 8 раз по 1/16). Гитаpа с суперэкстремальным дистоpшеном, может еще с компpессоpом, отчего иногда может возникнуть впечатление pадиопомех, мешающих слушать гитару, на самом деле это просто так затихают предыдущие ноты.

4. Саунд. Менее монолитный и более четкий по сравнению с дэтом,
гитара не сливается с басом, как правило, высокие частоты не обрезаны.

5. Идеология. Истинный (true) блэк-метал противопоставляет себя христианству, исповедует сатанизм или язычество. В отличие от многих остальных стилей, здесь слова не расходятся с делом, "музыканты" несут идеи в массы не только в песнях. Совершаются поджоги церквей, убийства священнослужителей, самоубийства (особенно подобные мероприятия распространены в Норвегии, которая в настоящее время является центром современного блэка, в этом отметились группы Mayhem, Emperor, Burzum и др.).

Обложки альбомов блэкушников изобилуют изображениями всевозможных природных ландшафтов и диких животных, чаще всего изображенных в темное время суток: снег, горы, леса, луна, море, туман, волки, козлы. Большое внимание уделяется имиджу, который часто отличает блэк-исполнителей от музыкантов других стилей. В принципе, кожа, железо и черный цвет фигурируют во всех металлических стилях, хотя блэк преподносит их под своим углом зрения. Классический блэковый paint-corpse (раскраска "под труп"); тонны гвоздей на напульсниках, ошейнике, ремне, сапогах; "дьявольские" черные или арийские белые гривы; всевозможная колюще-режущая утварь; одежда из черной кожи; торс либо в черном, либо обнажен; всевозможные амулеты. У групп, воспевающих древних богов, язычество, присутствуют элементы национальных костюмов, имиджа древних воинов.

Дальнейшее развитие стиля - викинг метал (viking metal). Как ни странно, но этот стиль намного менее экстремален, чем блэк. Вокал не всегда брутальный, частое использование клавишных, темп средний, Отличительные его особенности - помпезность и напыщенность, высокая музыкальность, обязательное присутствие народных напевов, тексты на исторические темы, возвращающие к корням родного народа музыкантов. В основном это скандинавские группы (Falkenbach). Также существует симфо-блэк (simpho-black), - смягченный симфоническими аранжировками вариант блэка (Dimmu Borgir).

 

1 2 

На верх страницы

 

Новая партнерская программа

Сайт управляется системой uCoz