Новая партнерская программа

-==Главная==--==Музыка==--==Ссылки==--==Гостевая книга==--==Обратная связь==-

 

Стили

 

   
Rambler's Top100
Каталог взрослых ресурсов!
RMC
 
 
 
 
 

1 2 

ХАРД-РОК (HARD ROCK)

Дословно: жесткий или тяжелый рок. Понятие настолько всеобъемлющее, что многие не видят разницы между собственно рок-музыкой и этим, одним из ее наиболее массовых и популярных ответвлений. Резкости в рок-музыке хватало всегда - первые рок-н-роллы именно поэтому и раздражали слушателей, привыкших к обтекаемой плавной передаче музыкальных идей. Хард-рок, "призрак" которого витал в композициях поп-групп с первой половины 60-х годов, впервые принял относительно четкую форму в музыке таких групп, как Blue Cheer и Cream (хотя однозначно определить авторство невозможно: идея действительно носилась в воздухе, элементы хард-рока появлялись и в музыкеThe Beatles, The Rolling Stones, Yardbirds).Композиции в стиле хард-рок вызывают субъективное ощущение тяжести, достигаемое за счет выделения ритм-секции на передний план, что требует от музыкантов виртуозного владения своими инструментами (на заре становления поп- и рок-музыки ритм-секция - ударные, бас-гитара или контрабас, ритм-гитара - выполняла вспомогательную роль, основная нагрузка приходилась на клавишные и гитару). Но в хард-роке, помимо "выпуклости" ритм-секции, все входящие в нее инструменты напрямую связаны с мелодическим лидером - гитаристом или клавишником, поэтому здесь не может быть обособленной импровизации одного инструмента, а это значит, что в импровизации учавствуют все инструменты группы, создавая целостность и монолитность произведения. Самостоятельным направлением хард-рок стал в конце60-х, и благодаря тому, что в законченном виде его донес до слушателя Джими Хендрикс, хард-рок с тех пор предполагает исполнение виртуозными инструменталистами, что пошло только на пользу и музыке, и ее поклонникам. К началу 70-х годов появились группы-исполины, блиставшие не только тяжестью своего хард-рока, но и исключительным композиторским талантом и исполнительским мастерством: Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath, Nazareth, Grand Funk Railroad и многие другие почти 30 лет назад определили законы и рамки хорошего тона хард-рока сегодняшнего дня. В заключение можно сказать, что синтез хард-рока с другими напрвлениями рок-музыки, как правило, дает интересные результаты - так появился тяжелэй арт-рок, хард-фьюжн, тяжелая психоделия, а так же такие стили, как глиттер-рок, тяжелый ритм-энд-блюз, хардкор. 

К концу 60-х "молодежные революции" уже практически отгремели, но осталась масса нерастраченной юношеской энергии, требовавшей выхода - его предложил хард-рок (hard-rock). Этот стиль следует отнести к числу самых ортодоксальных, мейнстримных направлений рок-музыки, генетически связанных с блюзовой "праосновой". От блюза хард-рок перенял своеобразный "генетический код" - композиционно-гармоническую схему, лад, манеру интонирования, которые в хард-роке, впрочем, были значительно "опрощены" белыми исполнителями.

Непосредственными предшественниками хард-рока стали британский блюз-рок и рок-н-ролл. Музыкальный размер хард-рока - обычно 4х4. Пионерами хард-рока были такие английские группы, как Deep Purple, Black Sabbath, Uriah Heep. Многие относят к этому стилю легендарных Led Zeppelin, которые, действительно способствуя в большой мере развитию стиля, по сути, являлись хард-блюзом (hard-blues). В недрах прото-харда совершенствовалась техника изложения и развития музыкального материала с помощью повторяемых гитарных ритмоинтонационных формул, ритмических рисунков - так называемых риффов (riffs). 

Одним из "опознавательных знаков" хард-рока стал его саунд (sound). Группы в основном состоят из четырех-пяти человек (ритм-гитарист, который мог быть одновременно и вокалистом, соло-гитарист, бас-гитарист, часто клавишник и, конечно, ударник). Солисту подпевают остальные музыканты. Песни в основном строятся по схеме: "куплет-припев-куплет-припев-соло-припев". Особое внимание уделяется вокальным данным, ценятся "дрожащие" голоса. Поначалу хардовые гитаристы, пытаясь выделить свой звук, сделать его неповторимым и внести в саунд тяжесть, просто перегружали (overdrive) свои ламповые усилители, что приводило к удлинению звучания извлекаемых звуков и характерному "жужжанию" гитары. Потом, в конце 70-х, появились специальные гитарные эффекты, включаемые ногой, - педали, известные как overdrive, distortion и т.д. Хотя для харда характерно и довольно частое использование акустических гитар, особенно в медленных лирических вещах (балладах). По мере своей эволюции хард-рок утяжелял звучание, все большую роль стала играть ритм-гитара, а не соло, как в начале становления стиля, уменьшалось или сводилось на нет присутствие клавишных. Некоторые группы (Judas Priest, Saxon, Sinner) переключались на хэви-метал.

Ломающий устоявшиеся стереотипы музыкального восприятия, привычные ориентиры в организации звукового пространства, хард-рок требовал определенной слуховой перестройки, даже решимости для вхождения в новую аудиосреду. Этому стилю было тесно в клубах и на небольших концертных площадках, он тяготел к большой сцене, стадионам, огромным звукоусилительным порталам, массовой аудитории, которая стремилась сплотиться в едином порыве и одновременно отделить себя от окружающего мира своеобразным "звуковым шатром". Звучание хард-рока отличалось заметной тяжестью, высокой плотностью, гипертрофией громкостно-динамических характеристик, усилением метроритмического начала, становившегося жесткой основой для виртуозной импровизации. Королевой хард-рока стала электрогитара, послушная беглым пальцам вдохновенных "гитарных героев". Энергетика хард-рока - по большей части экстремально-экстатического, обостренно-трагического свойства - чаще всего воплощалась в поэтических образах героики, мистики, темах социального неравенства и неразделенной любви; позднее, в конце 70-х и в 80-е годы главной темой хардовой лирики стала любовь счастливая и легкая.

В дальнейшем судьба хард-рока была непростой, однако он смог пережить и "интервенцию" на рок-сцену панка и диско, и наступление пост-панка и "новой волны" на рубеже 70-80-х, и "половодье" электронно-танцевальных стилей в конце 80-х - 90-е гг., и даже вторжение гранджа на рубеже 90-х. Это свидетельствует о неубывающей популярности хард-роковых идей, его устойчивости и жизнеспособности как одного из мейнстримных типовых стилей рок-музыки. Именно хард-рок дал множество новых музыкальных идей, красивейших уникальных мелодий и так любимых всеми лирических баллад (особенно прославились в этом Scorpions).

Свое продолжение хард-рок получил в стиле хэви-метал (heavy metal). Иногда выделяют стиль хард-н-хэви (hard'n'heavy), в который включают группы, играющие тяжелый хард-рок, уже почти хэви (Def Leppard, Twisted Sister, Bonfire, Motley Crue, Guns n'Roses). В рамках хард-рока выделяют также хард-рок-н-ролл (hard-rock'n'roll); это тот же рок-н-ролл, исполняемый с хардовым саундом (AC/DC, Kiss, Motorhead, ранние Saxon). Говорят также о глэм-металле (glam-metal), подразумевая под этим "пестрый" имидж хард-рокеров, но этот термин не характеризует исполняемую музыку, поэтому является просто лишним в классификации стилей.

ПАНК-РОК (PUNK ROCK)

В 1976 году на авансцену английской музыки вырвались панки (punks). Появление стиля явилось реакцией как на нестабильность общественно-политической обстановки, так и на культивацию материально-семейных ценностей, ставших детерминантой "благополучного" буржуазного общества, в котором с ужасающей скоростью рос разрыв между богатыми и бедными слоями населения. Это была и реакция на "заакадемизированность" самого рока, терявшего свою бунтарскую сущность, переставшего быть рупором поколения, на аморфность идеалов хиппизма (которые десятилетие назад проповедовали родители юных анархистов). "Нет будущего" ("no future")- один из девизов панк-рокеров, со свойственным им нигилизмом отказавших всем достижениям прошлого в праве на дальнейшее существование и провозгласивших торжество анархии. Разгильдяйско-наплевательское отношение панков к самим себе и к окружающему миру определялось тем, что они не видели возможности позитивных изменений. Их лозунг "no future" (нет будущего) означал, что молодежи ничего не остается, как сгнить вместе с окружающим миром. Способствовало зарождению музыки панков развитие индустрии дешевых электромузыкальных инструментов. В результате наличия свободного времени и легкого доступа к современным средствам извлечения звуков стихийно образовалось большое число любительских ансамблей, ни на что не претендующих, кроме желания выразить свое недовольство происходящим. А не нравилось им все, что относилось к поколению их родителей. Само это движение в молодежной среде представляет чрезвычайный интерес для исследователей, так как является индикатором многих глубинных процессов, происходящих в обществе. Музыка служила для панков не менее важным средством самовыражения, самоотделения от остального мира, чем одежда, прическа, жаргон и манера поведения.

Поток грубой, сырой, примитивной музыки обрушился на слушателей со сцены. Главным было не умение играть, а желание самовыражаться: дальше трех-четырех аккордов, гнусавого вокала и сумасшедших темпов дело не шло. Панк возрождал к жизни бушующую энергию рок-н-ролла 50-60-х, но только в куда более экстремистских формах, отрицая и насмехаясь одновременно над "благородной" рок-музыкой - тем же рок-н-роллом, психоделическим роком (psychodelic rock), хард-роком, а позднее и хэви-металлом. По сути, панк был рок-н-роллом, сыгранным очень примитивно и развязно. Группы состояли обычно из гитариста (ритм, никакого соло!), басиста (бас часто был "чистым", без "примочек"), ударника (рок-н-ролльная установка) и вокалиста; впрочем, петь мог и гитарист. Инструменты иногда даже не настраивались, а тех, кто слишком хорошо играл, выгоняли из групп (как это случилось с первым басистом Sex Pistols, одной из первых панк-групп и самой, пожалуй, почитаемой среди них). Язвительность, веселая злость, ярость, боль переполняли музыку Sex Pistols, The Clash, The Damned, Siouxsie & The Banshees, The Stranglers. Тексты полностью соответствовали идеологии панков - анархия, неприязнь, противопоставление себя благополучному обществу. На концертах панк-групп, естественно, творился беспредел; часто играли в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Альбомов панки на первых порах почти не выпускали или выпускали мало.

Вид и образ жизни панков вызывал у добропорядочных людей содрогание (драные джинсы, утыканные булавками кожаные куртки, цепи, болтающиеся вокруг ремня, разноцветные стоящие "ирокезы" на голове или бритые налысо черепа, развязное, хулиганское поведение, провоцировавшее реакцию со стороны полиции; естественно, употребление наркотиков в панк-среде считалось нормой, как и беспорядочные половые связи). Наиболее известны своими похождениями Sex Pistols: в феврале 1979 года их басист Сид Вишез (Sid Vicious), парой месяцев назад зарезавший свою подружку, покончил с собой.

Но уже буквально через год после вторжения на рок-сцену в 1976 году панк был "разрешен", интегрирован шоу-бизнесом, растиражирован поп-индустрией, утерял свой социальный запал, стал просто модой, подмяв под себя на какое-то время рок-музыку. Ведь, несмотря на весь нигилизм, пофигизм и развязность, панк был очень мелодичной и даже приятной довольно легкой музыкой с четким на 4х4 ритмом. "Независимые" хит-парады помещались в глянцевых журналах рядом с поп-чартами, фестивали панк-рока проводились везде и всюду. Панки начали экспериментировать с различными стилями, все большее внимание уделять исполнительской технике, утяжелять саунд. В 1977-78 гг., когда британская панк-истерия стала потихоньку успокаиваться, коммерциализироваться, появился так называемый пост-панк (post-punk) Пришедшим на смену панк-поколению музыкантам нравился независимый дух и сырое звучание панка, однако они стремились выразить свое отношение к окружающему миру с помощью новых средств выразительности, новых технологий, тембров. К тому же, публика уже устала от агрессивности, нигилистичности, цинизма, "грязи", которые выливал на нее панк. Поэтому в какой-то мере пост-панк стал не только продолжением, но и реакцией на творчество своих предшественников. Он вернул в музыку ноту романтичности, рефлексивности, иногда даже печали, депрессии, сосредоточился на проблемах внутренних, личностных. Саунд пост-панка отличался лаконичностью, взвешенностью, остротой. Наряду с традиционными для рока электрогитарами, со значительной долей различных "искажателей", пост-панк пользовался синтезаторами.

Хардкор (hardcore) - одна из наиболее экстремистских разновидностей американского пост-панка. Хардкор возник в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе как "национальный" ответ на вторжение британского панка. Он отличался еще большей неистовостью, чем панк, его звучание было еще грязнее, барабаны - бешенее, а в основе структуры музыкальной ткани, строящейся на трех "правильных" аккордах, были жесткие и примитивные гитарные риффы. Характерной приметой было резкое ускорение темпа к концу припева или композиции. Вокал, скорее, напоминал крик, чем пение, тексты песен сыпали грубостями и непристойностями. Музыка несла настроение агрессии, анархии, злой энергии. Как правило, хардкоровые команды придерживались имиджа выходцев из рабочего класса (бриджи, футболки, спортивные куртки, кроссовки, кепки) и были крайне политизированы (Bad Religion, Black Flag, The Exploited).
Поп-панк (pop-punk) появился в середине 90-х и стал господствующим течением в "альтернативной" року музыке. Панк стал весьма удобоваримым, причесанным, умытым и напомаженным. От собственно панка осталась только неприкрытая придурковатость его героев, простая, но уже четкая и впечатляющая игра музыкантов. Вокальному искусству по прежнему не уделяется особого внимания. Пионеры этого движения - Off Spring, Green Day - виделись эдакими современными веселыми чуваками, в компании которых не соскучишься. Отличительные черты - громкий гитарный драйв (характерное постоянное "жужжание" гитары), убыстренный темп (звучание ударных выделено) запоминающиеся очень мелодичные хоровые припевчики, простые тексты "про жизнь". Имидж - простые парни (хотя появились и группы с женским вокалом и даже чисто женские), одежды, прически ничем не выдают принадлежность к музыке.

ГРАНДЖ (GRUNGE)

Одним из наиболее заметных явлений "альтернативной" музыки рубежа 80-90-х стал грандж, являющийся одной из ветвей панка, сконцентрировавший в себе все деструктивное, депрессивное, нигилистичное, что только было в панке. Грязные, яростные аккорды гитар, резкий и одновременно вязкий саунд, средний или медленный темп, упрямо-допотопные, но убедительно звучащие и запоминающиеся риффы, надрывный вокал (с совершенно специфической, слегка "гнусавой" окраской и с подобием стона), резкие динамичные контрасты (чередование спокойных легких, без "примочек" и тяжелых, с дисторшн частей в песнях); какая-то неприютность, неприкаянность, депрессивность в музыке и в текстах, грязные волосы до подбородка, расчесанные на прямой пробор (подобие каре) - вот что отличает грандж. Вместе с тем грандж пронзительно, душераздирающе лиричен и на удивление мелодичен. Для гранджа характерна своя гармоническая система, попевочного типа обороты в вокальной партии, в партии гитары нередки стонущие секундовые интонации, диссонантные созвучия.

В середине 80-х грандж начинался как сугубо локальное течение (его родина - американский город Сиэттл). Пионерами данного направления были The Melvins (г. Абердин - Сиэттл). Но очень скоро он приобрел поистине мировой размах и массовую популярность. Настоящий триумф гранджа начался с сиэттлской Nirvana, которая стала одной из последних по-настоящему культовых групп в истории музыки. В дальнейшем ее саунд часто копировали. 
Впрочем лидер Nirvana Курт Кобейн (Kurt Cobain) вряд ли предполагал, что его песни будут иметь столь оглушительную популярность, и не стремился к ней. Возможно, именно несоответствие "внешнего" статуса его внутреннему мироощущению послужило одной из причин самоубийства этого очень талантливого музыканта (4 апреля 1994 года), хотя не менее вероятными причинами могут быть и наркотическая зависимость, и гомосексуальная ориентация.

ХЭВИ-МЕТАЛ (HEAVY METAL)

Эта музыка появилась в конце 70-х - начале 80-х годов с такими английскими командами, как Judas Priest, Saxon, Iron Maiden, Raven, Diamond Head... Это движение было названо "Новая волна британского хэви-металла" (NWOBHM). Это не очень быстрая, но довольно тяжелая (по меркам того времени), ритмичная музыка. По сути дела является просто утяжеленным хаpд-pоком, их которого он перенял все лучшее, но с более "пpимоченным" тяжелым гитаpным саундом, склонными к патетике более акцентированными и яркими мелодиями, практически полным исключением клавишных и "героическим" вокалом, отчего песни звучат как гимны, особенно припевы. Песни строятся в основном по схеме: "куплет-куплет-короткий припев-основной припев-куплет-короткий припев-основной припев-соло-куплет-куплет-припевы".

Хэви-металлистов выделяли следующие качества: тяготение к "железному", лишенному свинга (swing) ритму, жесткому (хотя в некоторых случаях довольно помпезному) звучанию, полифоничной фактуре, более экзальтированной вокальной манере (особенно ценились сильные, хорошо поставленные тенора, хотя встречается и фальцет), виртуозному солированию. В инструментарий хэви-металлических групп входили исключительно электрогитары (часто использовались две ритм/соло-гитары и бас) и ударные (в арсенале которых появилась "спаренная" бочка). Хэви-металлисты отказывались от гармонической схемы блюза в пользу западноевропейской тональности; охотнее, чем к блюзу, они обращались к музыке барокко, народной песенности, хотя "старый добрый" рок-н-ролл, конечно же, не забывали и очень часто играли, по сути, просто его сильно утяжеленный вариант. Практически каждая хэви-группа имеет в своем репертуаре красивые медленные баллады, звучащие подчас более эффектно, чем хардовые медляки.
В свое время хэви произвел настоящую революцию в саунде. Тематика песен соответствующая: культ силы и агрессии, героика, истории в духе фэнтэзи и мифологические мотивы, любовная и стандартная "рок-н-ролльная" лирика. Кроме того, шокировал и имидж музыкантов, подчеркивающий грубое, мужественное, начало (хотя иногда наоборот, выделяющий скрытую женственность): кожаная обтягивающая одежда, железные цепи, длинные волосы, пирсинг, обилие тату и т.д. Кстати, своим рождением хэви обязан группе Judas Priest, которая пришла в металлисты из хард-рока, а имиджем - кожа (leather) и цепи (chains) - ее же солисту Робу Халфорду (Rob Halford), который и ввел все это в моду на концерте в США в 1978 году; металхэды сразу же разоделись соответствующе. Неизменными атрибутами металлистов стали мотоциклы (символ скорости и мужской сексуальности) и знаменитая "коза" unity, пришедшая из музыки фанк (funk) - кулак с выброшенными указательным пальцем и мизинцем. От хэви-метал пошла также специфическая иконография обложек "металлических" дисков ("ужастики", обнаженная женская натура, технократические мотивы и т.д.), особое "жесткое", "готическое" шрифтовое начертание названий групп.

Аккомпанемент держится на партии ритм-гитары, которая строится на, большей частью, стандартных, очень впечатляющих и запоминающихся риффах на 4х4 или 8х8 с чередованием звуков, извлекаемых на заглушаемых правой рукой открытых 6-ой, 5-ой и 4-ой (в зависимости от тоники песни) струнах и незаглушенных двух звуках соответствующего мажорного аккорда (с таких риффов обычно начинаются типичные вещи хэви). Виртуозное соло дополняет саунд, что требует высочайшего мастерства исполнения.

Пожалуй, хард-рок и хэви-метал - самые любимые стили рок-музыки и на сегодняшний день. Ветераны хэви большей частью существуют и сейчас, продолжая играть в этом стиле, но молодые хэви-метал группы уже почти не образуются, а жаль...

Дальнейшее развитие стиля - с одной стороны спид- и пауэр-метал (speed-, power-metal), с другой - трэш (thrash-metal).

 

1 2 

На верх страницы

 

Новая партнерская программа

Сайт управляется системой uCoz